ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИЕМНАЯ:
Россия, Санкт-Петербург,
Якорная ул., д. 3

ЧАСЫ ПРИЕМА:
Вторник, Четверг
с 14:00 до 17:00

e-mail:   info@antikorrupciya.spb.ru
Куда скатывается Санкт- Петербург ?...
12.01.2018 22:14

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ОБЛАСТЬ, 10:39 9 005
Петербург «погорел» на сомнительных сделках

Вадим Владимиров, руководитель УФАС по Петербургу (Фото: Александр Николаев/Интепресс)
Петербург из лидеров общероссийского рейтинга эффективности госзакупок превратился в аутсайдера. По словам экспертов, в последние годы уровень конкурентности при городских госзакупках значительно понизился — в результате выросла доля сомнительных сделок. Петербургские антимонопольщики, в свою очередь, говорят, что дальнейший мониторинг государственных тендеров принесет еще больше «сюрпризов».

Провал конкурентности

Согласно опубликованному рейтингу эффективности госзакупок, который два раза в год (за первое полугодие и за год) составляет аналитический центр при правительстве РФ совместно с компанией «Закупки 360», в первом полугодии 2017 года Петербург занял 41 место среди всех 85 регионов РФ, опустившись с 2016 года на рекордные 39 мест (с 4-го места в 2016 году).

Впрочем, среди трех регионов с наибольшей долей госзакупок (от их общего объема в РФ) Петербург стоит выше всех — в Москве (48 место) и Московской области (52 место) ситуация еще хуже. Правда, они провалились немного меньше — Москва на 30 мест (с 18-го в 2016 году), Московская область — на 23 места (с 29-го места).

Расчет индекса эффективности

Рейтинг составляется по результатам расчета индекса эффективности (IE), учитывающего взвешенные результаты для каждого региона по пяти основным критериям: конкурентности; экономности; эффективности планирования; конфликтности; подозрительности закупок. Каждый критерий рассчитывается по специальной методике. Все критерии входят в IE с некоторым весом, определенным так, чтобы суммарный вес всех пяти критериев был равен 1.
Самый крупный провал произошел в Петербурге по критерию «конкурентность закупок», который аналитический центр считает самым важным, поскольку он «оказывает наибольшее влияние на общую оценку эффективности региона в сфере закупок и позицию региона в рейтинге, т.к. именно создание субъектом РФ условий для конкурентной борьбы предполагает наиболее эффективное расходование бюджетных средств». По этому критерию город, как отмечают в аналитическом центре, провалился на 44 места: с 4-го в 2016 году на 48-е в первом полугодии 2017 года.

Несмотря на то что, как отмечают эксперты аналитического центра, в Петербурге наблюдается очень большое число участников по всем закупкам в среднем (3,5 допущенных участника), на крупные закупки приходит меньшее число участников относительно других регионов (2,1 допущенных участника по закупкам с начальной максимальной ценой контракта свыше 10 млн руб.). Так, по показателю «средневзвешенное число допущенных участников» регион занял только 58-ю позицию, опустившись на 56 мест (в 2016 году по показателю «среднее число допущенных участников» Петербург занимал 2-ю позицию).

Подозрения растут

Доля подозрительных закупок в Петербурге с годами менялась по-разному. В 2016 году она заметно сократилась, благодаря чему город поднялся по этому показателю с 42 места в 2015 году до 16 места. Однако потом ситуация заметно ухудшилась — и в первом полугодии 2017 года Петербург откатился на 33 место.

В качестве критериев для определения потенциальной подозрительности закупок используются стоимость одного дня заключенного контракта в регионе (стоимость контракта в расчете на один день его исполнения), доля контрактов, заключенных с участниками, предложившими максимальную цену при организации конкурса или запроса предложений. Также учитывается доля контрактов в стоимостном выражении, которая приходится на наиболее крупных поставщиков региона, что частично отражает «тесноту» работы региональных заказчиков с данными поставщиками.

Игра тяжеловесов

Петербургское УФАС, отвечая на просьбу РБК Петербург прокомментировать ситуацию, обращает внимание на два показателя. «Наибольший интерес для нас, как для антимонопольного ведомства, представляют разделы конкурентности закупок и закупки с подозрением на нарушения (рассматриваем вместе муниципальные и региональные закупки)», — подчеркивают в ведомстве.

Что касается конкурентности, то УФАС отмечает крайне негативную тенденцию: «Санкт-Петербург заметно теряет свои позиции. В 2015 году наш город был на первом месте в РФ, в 2016 — на четвертом, а в первом полугодии 2017 — уже на 16-м. Правда, и Москва упала в этой части рейтинга со второго места в 2015 году на 48-е в 2017-м». На вопрос о причинах УФАС ответить затруднилось, отметив лишь зависимость числа участников закупок от сложности госзадания: «Как правило, если аукцион на небольшую сумму (на поставку несложных работ или услуг), допустим, закупаются канцтовары, то и на участие заявляются семь-восемь компаний. Если же говорить об аукционах на сложные работы, например, на ремонт дорог, то тут круг потенциальных подрядчиков заведомо ограничен и на таких аукционах обычно бывает два-три участника».

Эксперты аналитического центра указывают на возможное влияние для этих регионов изменения в 2017 году методики расчета критерия конкурентности, вследствие чего «конкуренции на крупных закупках стало уделяться большее внимание», а лидеры по объемам закупок как раз и отличаются гораздо большим, чем в других регионах, числом крупных закупок. Правда, снижение показателя конкурентности госзаказа в Петербурге началось еще до изменения методики.

В ожидании сюрпризов

Что касается сомнительных сделок, то в УФАС обратили внимание на то, что «процент контрактов, заключенных с участниками, предложившими максимальную стоимость, составляет: в 2015 — 0,1; 2016 — 0,65; 2017 — 0,63. «Если сравнивать эти данные с Москвой, то в первом полугодии 2017 года у столицы самый большой процент контрактов (1,94), заключенных по максимальной стоимости», — отмечают антимонопольщики.

Говоря об итогах исследования аналитического центра, в УФАС призывают не торопиться с выводами. «Хочется обратить внимание, что в рейтинге за 2017 год представлены данные только за первое полугодие. Поэтому делать какие-то серьезные выводы относительно состояния петербургских городских и муниципальных закупок в целом за год еще рано. Необходимо дождаться окончательных выводов аналитического центра, которые, я уверен, могут еще преподнести сюрпризы», — подчеркнул руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров.

Автор: Владимир Грязневич

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/spb_sz/12/01/2018/5a585b9e9a79470cc1b820ca?from=main

 
наши телефоны:
(812) 248-34-84
248-34-90

Опрос

Сталкивались ли Вы с коррупционным поведением чиновников?
 
Мнение жителей Санкт-Петербурга и Лениградской области. В какой отрасли по Вашему мнению больше процветает коррупция?
 
×

SUBARU Сервис Литовская 10
Exim
Еско
FinRusExpress
AlkoSPB
Сайт продется, вы можете купить этот сайт
Ford Сервис Литовская 10
AlSport
Бани Бочки
Сайт продется, вы можете купить этот сайт
Центр Туризма
Сайт продется, вы можете купить этот сайт
Энергогазстрой
ГСК
Антикоррупция
Евробеседка
ВКанистре
Сайт продется, вы можете купить этот сайт
LovePerfection
JapMotor
Сайт продется, вы можете купить этот сайт
ВСК
RemZone